Харченко Елена Петровна. воспитатель
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Юные ученые»Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе "Юные ученые" Воспитатель Харченко Е.П. Цели : Образовательные: Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. Формировать умения в проблемной ситуации находить правильное решение.Развивающие: Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память. Формировать умение работать с таблицей, и по плану-схеме, закреплять навыки работы последовательно, в определенном порядке Познакомить со свойствами камней (легкий-тяжелый, мягкий-твердый, гладкий-шероховатый, тонет-не тонет, имеет цвет и др.)Воспитательные: Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации. Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.Методы и приемы: Словесные: вопросы, художественное слово. Наглядные: иллюстрации, плакат-схема, шкатулка с камнями. Практические: физминутка, исследование предметов.Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: ученый, лаборатория, известняк. Индивидуальная работа: Вызвать желание у Насти отвечать на вопросы, принимать участие в исследовательской деятельности Предварительная работа: чтение художественных произведений о камнях Н.А.Рыжова “О чем шептались камушки”, рассматривание различных иллюстраций гор, камней. Сбор камней с участка детского сада, пополнение уголка экспериментирования различными камнями (привезенными детьми и родителями из разных мест) Оборудование: Шкатулка с камнями, Карта-схема, конверт с разрезными карточками, оборудование для проведения исследовательской деятельности (лупа, гвоздик, монетка, стакан с водой, мел, лимон), канат, кукла “Хозяйка медной горы”, оформленная выставка камней, конфеты “Морские камушки”. Ход занятияДети с воспитателем заходят в группу, обращает внимание на гостей, дети приветствуют их. – Посмотрите, что это лежит на полу? (ребенок поднимает свиток и отдает воспитателю). – Давайте посмотрим, что это. (Это карта). (На карте под цифрой 1 нарисована шкатулка, под цифрой 2 изображение лупы, пробирки, микроскопа, под цифрой 3 квадрат). – Может, её кто-то потерял? (оглядывается). – Как можно найти хозяина этой карты? (Пройти по маршруту). (Воспитатель помещает карту на мольберт) – Рассмотрите внимательно карту, с чего начнем путь? Почему вы так думаете? (внизу карты изображена шкатулка под номером 1). – Посмотрите, где находится шкатулка? Принеси (имя ребенка) мне ее. (ребенок приносит шкатулку и отдает воспитателю). – Что ты можешь сказать, какая шкатулка по весу? (тяжелая) – Как вы думаете, что может в ней находиться? (ответы детей) – Посмотрим? (Воспитатель с детьми рассматривает содержимое шкатулки) – Что это? (камни) – Для чего нужны камни? (ответы детей) – Где можно обнаружить камни? ( на улице, в горах, в море, на даче…). – Возьмите каждый по одному камню. – Сегодня мы с вами не только поищем хозяина карты, но и поговорим о камнях и узнаем их свойства. – Итак, содержимое шкатулки мы рассмотрели, посмотрим, что же изображено на карте под цифрой 2? Назовите эти предметы (микроскоп, пробирки, лупа). – Как называется место, где их можно увидеть это оборудование? (лаборатория). – Для чего нужна лаборатория? (чтобы проводить опыты) – Кто проводит опыты в лаборатории? (ученые) – Я приглашаю вас в лабораторию. Путь в лабораторию лежит по этой узкой дороге. Пройдите так, чтобы не уронить камни они нам еще пригодятся. (Дети идут по канату на полу). – Мы с вами в лаборатории. Займите места за столами. Я предлагаю вам быть учеными. Положите камень на разнос к камням, которые там лежат. – Сегодня вы исследуете свойства камней. – Посмотрите, на доске висит схема, которая подскажет, в какой последовательности эксперименты вы будете проводить. Все знаки вам уже знакомы. – Расскажи (имя ребенка) что мы сегодня должны узнать о камнях? (Ребенок выходит к доске и рассказывает по схеме). – У вас на столах лежат таблицы. В ней вы будете отмечать результаты проведённого опыта, обозначая их знаками “плюс” или “ минус”. – Итак, приступаем к выполнению первого опыта, выберите один камень и обследуйте его. (Беседа с детьми индивидуально: Какой камень на ощупь – гладкий или шершавый? Занесите результаты в таблицу). – Скажите, какой камень на ощупь? (Ответы 2-х детей). – Приступайте ко второму опыту. Что можно сказать о цвете камней? (Они разноцветные) Занесите результаты увиденного в таблицу. – Положите перед собой камень и рассмотрите его под лупой. (Дети рассматривают, воспитатель индивидуально спрашивает: Что ты увидел на камне? Занеси в таблицу). – Расскажите, что интересного вы обнаружили, рассматривая камни под лупой? (1-2 ответа ребенка). – Уважаемые ученные приглашаю вас подойти ко мне. Что вы знаете о камнях, как они появляются? – Давайте построим гору. (Проводится физкультминутка “Гора”) Физкультминутка:Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте). Раскатились камешки, и с той самой поры Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место). – Пройдите за рабочие места, продолжим работу, проверим камень на твердость. – Поцарапайте камень ногтем, если на камне появилась царапина, поставьте в таблице знак “плюс”. Попробуйте поцарапать камень монетой, гвоздем. (Индивидуально: какой камень у тебя? Поставь в таблице знак). – Что можно сказать о камне, какой он? (ответ ребенка) – Внимание! Сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать: “Белый камушек растаял
– О каком камне говорится в загадке? Мел – тоже камень. – Найдите среди камней мел и покажите его мне. – Как вы думаете, чем он отличается от других камней? (белый, оставляет следы, им можно рисовать). – Скажите, какой он по твердости. Попробуйте провести по нему гвоздем. – Что можно сказать о меле? (мел мягкий) – Значит, камни бывают и мягкие и твердые. – Возьмите камень и опустите его в воду. Что происходит? Отметьте в таблице результаты наблюдения. – Вот вы заполнили всю таблицу. Получили результаты исследования. – Подойдите к карте. Какое следующее задание? (На карте нарисован конверт) – Найдите, где может лежать конверт? (конверт на круглом столе, в конверте разрезная картинка) – Что здесь лежит? (воспитатель открывает конверт, достает разрезную картинку) Как узнать, что здесь спрятано? (нужно выложить) (Собирают портрет хозяйки медной горы). – Кто это? Что вы о ней знаете? Появляется хозяйка медной горы. – Здравствуйте, ребята. Вы побывали в моей лаборатории. И я вижу, что вы проводили опыты с камнями. Что же вы узнали? – Настя расскажи Хозяйке медной горы, что мы сегодня узнали о камнях. – Молодцы, за это я покажу вам свои камни. Камни бывают и драгоценными. (Показывает камни в кольцах на руках, серьги, подвеску). Я приглашаю вас на выставку камней. Из камней делают украшения и разные предметы. Не правда ли очень красиво! – Для того чтобы вы больше узнали о камнях, и мастерах каменных дел я дарю вам эту книгу. Когда прочтете книгу, соберите коллекцию разных камней в своей группе, пригласите гостей и расскажите им об удивительном мире камней. А эта кукла станет хозяйкой в вашем музее. ( кукла в костюме Хозяйки медной горы). – Карту я возьму с собой, еще в другой детский сад схожу, чтобы детей познакомить со свойствами камня. (снимает карту с доски). До свидания, очень рада нашему знакомству (уходит). – Скажите, что нового вы узнали сегодня? – Я довольна вашей работой, а книгу мы обязательно прочтем и обязательно коллекцию камней соберем. 24 января 2021 в 21:18
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.